Приветствую, с вами Роман Тарасов. Общаясь с коллегами, особенно начинающими, часто сталкиваюсь с проблемой поиска клиентов. Ранее уже рассматривал эту тему, но сегодня хочу поговорить немного в другом ключе. Что делать, если у вас резко ушли клиенты? Такое бывает даже у опытных копирайтеров, проекты заканчиваются, иногда неожиданно. Так что же делать?
Общая стратегия поиска клиентов в копирайтинге
Для начала нужно понять общий принцип поиска, а потом уже перейдем к конкретной проблеме — «кушать хочется, но нечего». В целом вам нужно сделать следующее.
- Решить, что вы пишете. Это определение с тематикой, типом текста. Это всегда начало.
- Узнать, где обитают клиенты. К примеру, для SEO-текстов логичнее пойти на профильный форум. Если хотите делать лендосы под инфобиз, то наверное в тусовку Бизнес-молодости. Ну, и так далее.
- Выяснить, что нужно вашим клиентам.
- Делать объявления и раскидывать их по группам поиска работы, выходить на людей с коммерческими предложениями, откликаться на вакансии. Запускать платную рекламу.
Еще не забывать про обучение.
Разберемся с вариантами
Для начала сделаю оговорку: сам я никогда не был в ситуации, когда клиентов нет совсем. Поэтому, все описанное ниже — компиляция опыта коллег и логические выводы из общения в группах и форумах.
Нет клиентов, финасовой подушки нет
Самый сложный случай. Тут речь уже идет о выживании. Основная сложность в том, что у вас не будет возможности ждать, пока придут нормальные клиенты.
В этом случае, единственное, что я могу посоветовать, это брать любые доступные заказы, и по любой цене. Задача ежедневно делать минимальную сумму, на которую вы можете прожить.
В этом совете, я даю несвойственную для себя рекомендацию — понижать ценовые ожидания. Но, когда нечего есть, выбора особого и нет.
Нет клиентов, финансовая подушка незначительна
Это более простая ситуация. Тут имеется место для маневра. Оптимальная стратегия: «искать новые заказы, и использовать свободное время для обучения». В целом алгоритм действий может быть следующим.
- Оцениваем размер финансовых запасов. Делим сумму на 3–4 месяца.
- Прикидываем сколько нам нужно денег на месяц. По минимуму. Вычитаем из этой суммы результат первого шага и получаем, сколько должны минимум заработать в месяц.
- Ищем заказы. Цены при этом не снижаем.
- Не забываем освободившееся время тратить на обучение, это пригодится в дальнейшем. Кризис закончится, и новые навыки пригодятся.
Для большего понимания разберу пример.
Допустим вам нужно на месяц 30 тысяч рублей, это чисто еда, коммуналка и другие неотложные нужды. Есть заначка в размере 45 тысяч.
Для начала делим заначку на три месяца и получаем — 15 тысяч. Это та сумма, которую мы можем тратить из запасов ежемесячно. Остальное нам нужно зарабатывать.
А, где зарабатывать?
Везде. Используем все возможные каналы, где-нибудь да будет «поклевка». В отличие от ситуации, описанной в предыдущем разделе вам не нужно снижать цены. Ищите в своей ценовой категории. Если проявлять активность, можно гарантированно найти клиентов, как минимум на половину занятости.
Отдельно хочу остановиться на обучении. В процессе поиска работы, вы будете находить большое количество вакансий, которые не подходят по ряду требований, например, не умеете делать прототипы. Выписывайте все требования из более дорогих заказов, это позволит составить список тем для обучения. В итоге, через пару месяцев, поднимите цены и вернетесь на прежний или более высокий уровень заработка.
Нет клиентов, но вы можете протянуть месяц-другой на гречке
Идеальная ситуация, если ее можно так назвать. У вас есть достаточно средств, чтобы без проблем протянуть пару месяцев. В целом действовать нужно аналогично предыдущему случаю.
Но советую больше уделять внимания обучению. Рынок постоянно меняется, и все чаще от авторов требуются специальные навыки. Работа с текстом, это уже не только использование источников и набор текстов в Ворде. Нужно быть готовым к новым условиям, и соответственно обладать нужными скиллами.
Выводы
Тут я хотел бы немного разобраться с особенностями поиска клиентов, и дать практические рекомендации.
- Проведите маркетинговое исследование. Изучите, что вашим клиентам надо. Спросите бывших (если есть такая возможность) по каким критериям они делали выбор. С учетом этого сделайте свои объявления более эффективными.
- Раскидывайте свои объявления, где только можно. Можете сделать несколько разных креативов и протестировать их. При наличии финансовых ресурсов используйте платную рекламу, не бойтесь, она отбивается. У меня был случай, когда потраченные 200 рублей принесли заказ на 15 тысяч.
- Постоянно проверяйте все места, где можно отыскать заказы. Оставляйте отклики. Тут вам также поможет правильно сделанный первый пункт.
А теперь я хотел бы дать небольшой список мест, где можно искать заказы или размещать объявления. Биржи упоминать не буду, их и так все знают.
ВКонтакте
- Подслушано копирайтинг
- Копирайтерская болталка. Все обо всем!
- Между нами, копирайтерами|Копирайтинг и фриланс
- Дистанция. Фриланс, удаленная работа
- На Заказе. Фриланс, удаленка, подработка.
- Этичный бизнес и фриланс, удаленная работа
Фейсбук
- ДавайПиши
- Работа PR и маркетинг
- Ищем подрядчика или кадры по SEO, Контекстной рекламе, SMM
Телеграм
- Копирайтеры
- Текстодром
- Самозанятый
- Толока
Не стал упоминать форумы, так как там в большей части случаев получить заказ быстро сложно. Нужно нарабатывать репутацию, много общаться, тогда будет толк. Это не быстрый вариант.
Удачной охоты!
Рома.
Напиши об откликах/резюме.
И вообще о том, как надо откликаться.
В одной из следующих статей напишу.
Замечательная статья, много полезного. Спасибо!!
Спасибо за отклик!
Рома, молодец. Хорошие советы даёшь)
Спасибо большое!
Спасибо. Хорошие советы
Пересмотреть цены. До кризиса вы были элитным специалистом, а сейчас количество дорогих заказов резко поубавилось? Это может быть поводом временно перейти на уровень цен «чуть выше среднего», при этом оставив себе возможность вернуться на привычный уровень. Например, объявив акцию на ближайшие 2-3 месяца. В то же время, как я говорила выше, не нужно поддаваться панике и соревноваться с демпингующими.
Интересные мысли, а главное наверняка все мы с этим в жизни уже сталкивались)
Грамотный методический подход: от теории к практике.
Ну, это для новичков. А у опытных по идее должна быть хоть какая-то теоретическая база. Тут речь об более-менее опытных авторах.
Благодарю за советы.
Спасибо за информацию.