Что такое фактчекинг, зачем копирайтеру нужно проверять факты

Привет! С вами Роман Тарасов. И сегодня поговорим о фактчекинге. Я уже писал об этом, но в той статье тема раскрывалась со стороны бизнеса, сегодня хочу дать полезные советы для авторов

Что такое фактчекинг

Вначале нужно понять, что это такое.

Под фактчекингом понимают проверку информации. Любые данные, которые используете в статье должны проверяться по авторитетным источникам. В некоторых случаях допускается простановка ссылок на статьи откуда брались данные. Но, тут уже дело сеошника и вебмастера, которые будут заниматься публикацией и продвижением материала. Ваша задача только дать ссылки если это нужно.

как искать факты копирайтеру
Факты нужно рассматривать под лупой

Задача автора, искать информацию — это основа нашей работы. Разница только в источниках. Копирайтер может сам провести мини-исследование, или выпытать у клиента информацию о продукте, а вот автор информационного текста должен искать авторитетные источники.

Еще нужно упомянуть, что вместо фактов иногда можно использовать собственное мнение. Только в этом случае вы должны указать на это. К примеру, написав, что это ваша личная позиция по вопросу. Естественно, такой подход не подойдет к тематикам с четкими и измеряемыми параметрами. Вы можете быть сколько угодно уверены, что дважды два будет пять, но от этого законы математики не поменяются. Подход с собственным мнением, необходимо использовать только в случае, когда оценка действительно может быть. Например, можно написать, что по вашему мнению больше половины копирайтеров работают вне бирж. Это будет мнение, и так можно сделать, если нет возможности найти точную статистику.

Автор должен всегда тщательно проверять факты. Хотя в некоторых случаях допускается мнение копирайтера, но это должно быть понятно из контекста.

Автор должен всегда тщательно проверять факты. Хотя в некоторых случаях допускается мнение копирайтера, но это должно быть понятно из контекста.

Где искать информацию

Теперь переходим к практике. Для начал нужно разобраться, где искать факты. Существует несколько источников информации:

  • исследование или маркетинговый анализ;
  • брифование клиента;
  • работа с экспертами;
  • авторитетные источники.

Первый вариант я рассматривать в рамках этой статьи не буду, это тема для отдельного разговора. Зато более подробно разберемся с остальными источниками.

где искать и проверять информацию
Где искать информацию

Трясем клиента

Первое, что нужно сделать — спросить у клиента. Он свой бизнес знает (спойлер, не все люди хорошо знают свой бизнес, парадокс, но такое бывает) лучше вас, и по идее должен быть экспертом. Значит сможет помочь вам с фактурой.

Способ опроса лучше выбирать комфортный и для автора, и для клиента. Это может быть письменный бриф, опрос по телефону или с помощью любого другого технического решения. Главное зафиксировать информацию. Ибо все услышанное вылетит из вашей головы очень быстро, да и осмыслить полученные данные на лету удается не всегда. Фиксировать разговор лучше на диктофон. Если не получается, то делайте быстрые заметки от руки в блокноте.

В некоторых случаях имеет смысл пообщаться с сотрудниками клиента. К примеру, с менеджерами по продажам или инженером, отвечающим за производство. Так вы значительно усилите свое погружение в бизнес клиента, текст от этого только выиграет.

Клиент всегда лучше всех разбирается в том, что делает, поэтому всегда сбор информации начинайте с брифования. Иногда этого достаточно для написания качественной статьи.

Поиск экспертов

как копирайтеру искать экспертов
Котик ищет эксперта по мышкам

Другой способ получения информации — общение с экспертом. Тут есть несколько способов решения этой задачи. Перечислим основные.

  • Консультация эксперта. В этом случае вы задаете человеку интересующие вас вопросы, фиксируете ответы. Из полученной информации можно собрать неплохую статью. Сложность заключается в дополнительных затратах, вряд ли кто-то будет бесплатно тратить время на подобное интервью.
  • Комментарии эксперта. Подходит для ситуаций, когда вы сами неплохо разбираетесь в теме, к специалисту идете только для получения комментария и личного мнения. Обычно в таких случаях комментарий визуально выделяется в виде цитаты.
  • Вычитка экспертом. После написания статья отдается эксперту на вычитку, потом придется править в соответствии с выданными рекомендациями. Такой метод применяют, когда эксперт предоставляется клиентом, например, это специалист с производства.

Первое, с чем вы столкнетесь — поиск эксперта, этому нужно учиться. Далеко не для всех проектов просто договориться со специалистом, нужно понимать, что время эксперта стоит дорого, и нужно его очень сильно заинтересовать, чтобы он согласился помочь. Для решения этой задачи можно использовать следующие техники.

  • Публикация ссылки на проект эксперта. Если ваш клиент не против, это один из лучших вариантов.
  • Простое упоминание. Обычно на это соглашаются не слишком известные специалисты.
  • Оплата услуг. Дорогой способ. Используется редко, так как обосновать клиенту необходимость таких затрат сложно.

Хорошо если вы пишете для известного сайта, тогда найти эксперта будет проще. Найти эксперта для статьи в «Т-Ж» намного проще, чем для статьи в «Зажопинская Правда».

Неплохое место для поиска экспертов — Pressfeed. Это сервис для связи экспертов с журналистами, но копирайтер там тоже может удачно «поохотиться».

Также можно поискать специалиста, готового дать комментарий в профильных сообществах. Зачастую там есть возможность отыскать эксперта, готового дать свой комментарий за простое упоминание в статье.

Работа с экспертами одна из самых сложных частей в деятельности коммерческого автора. Тут нужно уметь взаимодействовать и договариваться с людьми, но в целом это окупается.

Авторитетные источники

Часть информации можно проверить в различных авторитетных источниках. Только нужно знать где они эти источники водятся. Вот небольшой список, который поможет вам сориентироваться.

  • ВЦИОМ — можно найти разные статистические данные и исследования.
  • Росстат — тут находится официальная статистика.
  • Сайты судов разной подчиненности — данные по судебной и юридической практике.
  • Сайты брендов и производителей — поможет при поиске технической информации.
  • Отраслевые издания.
  • Энциклопедии.
  • Научные статьи и работы.
  • Киберленинка.

Это только поверхностный список, но этого вам уже хватить для старта.

Только не нужно использовать в качестве источника «Википедию», хотя для поиска самих авторитетных источников ее можно применять. В каждой статье есть список ссылок на источники, вот туда и идем. Перейдя по ссылке, ищем уже там ссылку на источник, так вы сможете найти первоисточник, возможно удивившись тому, что там информация будет противоречить тексту в «Википедии».

Как проверять информацию

Переходим к самому интересному — проверке информации. Допустим вы собрали фактуру для статьи и теперь вам нужно ее проверить. Что делать? Рассмотрим путь по шагам.

  1. Смотрим, что у нас написано в брифе или МА. Если найденная информация противоречит брифу или анализу, нужно разбираться почему так произошло.
  2. Показываем собранную фактуру эксперту. Иногда данный пункт переносят в самый конец. Тут поступайте как удобно.
  3. Определяем какие источники нам нужны. Если речь о статистике, идем смотреть ВЦИОМ, если медицина — авторитетные мед.источники. Ну, и так далее.
  4. Ищем первоисточники. Во всех нормальных изданиях всегда указаны ссылки на первоисточники, если конечно, это не результат проведенного эксперимента. Даже если вы проверяете информацию по авторитетному источнику, всегда смотрите что находится по ссылкам. Так сможете убедиться в правильности собранных данных, а иногда найдете что-то новое.

Вот такие простые шаги нужно сделать при сборе информации. Тогда у вас не возникнет проблем с фактами.

Нужен ли вам фактчекинг

Теперь переходим к самому интересному: а на фига? Ну, вот зачем нужен фактчекинг, если по мнению приснопамятного демона Кузьмича «пипл хавает, народу нравится». И правда, зачем факты проверять. Конечно, если мы пишем для Дзен канала «Трусы всех звезд», возможно и не надо ничего проверять. Только вот авторы на таких проектах зарабатывают копейки.

Вот если вы хотите нормально зарабатывать, вам придется переходить на работу с бизнесом, а вот там за «при обрыве проводника сопротивление падает на ноль» могут и на хрен послать не заплатив.

Так что думайте, нужно вам проверять факты или «и так сойдет».

Но, я все же рекомендую делать фактчекинг всегда, не нужно плодить дерьмовые тексты, их напишут и без вашего участия.

2 thoughts on “Что такое фактчекинг, зачем копирайтеру нужно проверять факты

  1. Трубки пвх

    Расскажите, пожалуйста, подробнее про фактчекинг. Как удостовериться, что перед тобой реальный эксперт, а не тот, кто себя им называет? Что делать, если у признанных экспертов отличаются мнения, — какого из них выбрать для интервью? Почти во всех сферах у разных специалистов бывают разные точки зрения — причем у каждого подтвержденные опытом и исследованиями. Можете посоветовать какие-то материалы, курсы?

    Reply
    1. roman tarasov Post author

      Ну, тут нужно смотреть на то как на эксперта реагируют в сообществе. Обычно на дутых «спецов» люди плюются. Если мнения отличаются, то можно выбрать более подходящее для вашего случая, но если это не противоречит здравому смыслу.

      Reply

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.